Перевод статьи про взятие Можайска из британского журнала "The War Illustrated" №120.
МОЖАЙСК ПАЛ: Великое отступление продолжается.
Когда Русские войска вошли в Можайск утром 19 января, заключительный этап наступательной операции на этом участке Московского фронта был завершен, и последняя прямая угроза Русской столице, о скором падении которой так часто провозглашал Гитлер, была устранена.
Можайск, захваченный немцами 14 октября 1941 года, безусловно, задумывался
оставаться в немецких руках до зимы. Имея большое стратегическое значение, за исключением главной дороги и железной дороги, он был превращен в бастион с тремя основными линиями обороны, которые включали в себя несколько сильно укрепленных деревень, срубы, земляные укрепления и колючую проволоку.
Когда 6 декабря началось Русское контрнаступление, генерал Жуков, вероятно, решил, что ничего не получится, если идти лобовой атакой на столь сильную позицию. Прежде всего он намеревался обойти город с севера и юга, и на карте на стр. 446 показано, как к 13 января 1942 года Советские войска на московском фронте вбивали глубокие клинья в немецкие линии, доходившие почти до Ржева на севере и Людиново на юге, угрожая таким образом нацистским силам в Можайске окружением. В результате серии операций, начавшихся в декабре, немцы были отброшены со своих передовых позиций в Звенигороде и Голицыно к почти воротам Москвы, к Можайску, где они удерживались, в то время как обход с фланга совершался с большим успехом.
Можайск являлся ключом к Русской столице, именно здесь немцы, вероятно, сконцентрировали больше военных припасов, чем в любой другой точке фронта, что объясняет, почему они защищали это место с такой свирепостью, когда стратегически их позиция была неоправданна, т.к. вокруг них закрывались клещи. Более того, между ними и Смоленском, в 200 милях сзади, не было естественных препятствий, которые можно было бы превратить в линию обороны.
13 января, серьезно победив противника в Дорохово, к юго-востоку от Можайска, Советские войска отбросили немцев на оборону Можайска. Окраина города была окруженна мощной линией укреплений, но Русские, маршируя по бездорожью, обошли многие сильные точки и с большим мастерством проникли через немецкую оборону, внезапно появившись перед самим Можайском.
Битва за собственно Можайск началась в воскресенье, 11 января. Генерал-лейтенант Говоров, чьи войска захватили город, рассказал военному корреспонденту «Правды», как был взят город. По его словам, на северной, восточной и южной окраинах города немцы построили ряды срубов. В центре кирпичные дома были превращены в опорные пункты. Преодолеть эту грозную систему обороны удалось только путем концентрированных артиллерийских и минометных обстрелов. В восточном секторе огневые точки и срубы противника подвергались необычайному прямому обстрелу нашей артиллерией. Пикирующие бомбардировщики атаковали отступающие вражеские колонны днем и ночью.
В то время как это сокращение укреплений продолжалось, движение клещей к северу и югу от города продвинулось так далеко, что под угрозой окружения немцы были вынуждены покинуть город, оставив только арьергард для прикрытия отступления. Затем советская пехота прорвалась в юго-западные пригороды Можайска и заняла железнодорожную станцию. В то же время другие части, войдя на северную окраину, уничтожили обороняющиеся части немцев.
Улица за улицей немецкий арьергард был зачищен, советские войска, наконец, проникли в западную часть города, и 19 января Товарищ Колтунов снова поднял Красное знамя над зданием городского совета. Так закончилась, по сути, битва за Москву [осада Москвы].
Через четыре дня после возвращения Можайска состоялось большое собрание трудоспособного населения города, и секретарь Можайского комитета партии Большевиков, который во время немецкой оккупации, руководил партизанскими операциями в районе, объявил, что восстановление города начнется немедленно, уже, будучи сформированными, специальными ремонтными бригадами.
Интересный побочный эффект этой кампании указывает специальный корреспондент Daily Telegraph в России, который заявляет, что немцы забрали большую часть своего тяжелого оборудования из Можайска по железной дороге, сократив российскую широкую колею до своей стандартной европейской. Теперь Русские рабочие бригады работают как муравьи, чтобы вернуть её обратно.
После падения Можайска Русские войска продолжили наступление, и следующей крупной операцией стало углубление клина, который врезался в немецкие линии на семидесятимильном фронте от Холма до Торопца, на полпути между Москвой и Ленинградом. Основной целью на этом фронте было освобождение железнодорожной линии Ленинград-Украина в пятидесяти милях к западу от Холма, одной из линий жизни немецкой армии. К 24 января русские, как сообщалось, находились в пределах сорока миль от важного железнодорожного центра Великие Луки, и Русские войска, наступавшие на юг от Старой Торопы и Западной Двины, непосредственно угрожали Смоленску, где Гитлер основал свою зимнюю резиденцию. Боковое продвижение с юга в направлении Ельни усилило эту угрозу.
Более того, большая часть немецких армий, лежащих между Новгородом и Чудским озером [озеро Пейпус], получает пайки и припасы по линии Ленинград-Украина, и ее захват Русскими станет тяжелым ударом для осаждающих Ленинград. Помимо важности самой железной дороги, развитие Русского продвижения на запад к Пскову представляет растущую угрозу для немецких войск, замерзающих перед Ленинградом. Если советские войска продолжат наступать с той же скоростью, нападающие на Ленинград могут быть вынуждены сделать поспешное отступление к Прибалтике, чтобы не быть отрезанными.
На фото: ЯСНАЯ ПОЛЯНА под Тулой была домом великого русского писателя Льва Толстого, который там родился и был похоронен. Русские офицеры стоят у могилы Толстого после взятия города. Слева находится часть могильника немецких солдат. Дом Толстого, который много лет был музеем Толстого, был разграблен и осквернен нацистами, когда они захватили город. Реликвии, рукописи, книги и картины были либо украдены, либо уничтожены, а мебель шла на костер для обогрева немецких войск.
Примечание: Уточняем, что немцы вошли в город 18 октября, а не 14 октября 1941 года. Утверждение, что город был взят штурмом 19 января, вероятно связано с разницей часовых поясов – когда в Можайске уже была ночь 20 января, в Британии еще могло быть 19 января, так же как и в США. Чередование слов “Russian” и “Soviet” при переводе сохранено.