Можайск не может похвастаться обилием видов города, старинными. По крайней мере, известных нам, можно пересчитать по пальцам одной руки... Один из ранних - миниатюра из летописного свода "Избрание на царство Михаила Романова...", мы её, обязательно покажем и расскажем о ней, в т.ч. потому, что на ней видно наиболее ранее изображение резной иконы Николая Можайского.

Но сейчас, ввиду активности администрации Можайского округа в деле размещения красочных работ на фасадах можайских домов, решили высказать свои предложения. В том числе, очевидно, реконструкциями вида города в стародавние времена. И вообще-то, сам глава, обратился к МОК с просьбой предложить свои темы, ещё год назад.


Не спешили мы, если честно, со своими предложениями, закопавшись в череде дел, будто-бы важнее этих. Сейчас, жалеем. Но пытаемся, видя что не все с радостью воспринимают то, что появляется на стенах. Может, наши предложения, помогут как-то отойти от исключительно военной тематики, при всём нашем, к ней уважении.

И вот, два крайне любопытных, на взгляд краеведов, изображения Можайска с восточной стороны, которые так и просятся на фасады, на наш взгляд, конечно же, сугубо краеведческий.

Один (нижний, акварель) из альбома 1800 года. Оригинал его хранится в Государственном историческом музее и называется так:

"Атлас Московской губернии состоящей из десяти уездов сочиненной в Благополучное царствование Всепросветлейшаго державнейшаго Великого Императора Павла Петровича Императора Всероссийского в Межевой канцелярии в 1800 году".



В нем на 57-й странице находится "План города Можайска с поселенными при нем слободами". Сочинил этот план второго класса землемер Богданов. А на следующей странице альбома, этот самый акварельный рисунок "Вид Можайска со стороны Московской дороги". Внизу рисунка пояснения 15-ти объектов, очень любопытных, заслуживающих отдельного разговора, поэтому, не приводим их здесь.

Сейчас же, хотелось бы отметить, что при всей красочности и документальности этой акварели, автор её (нам пока неизвестен), как-то очень вольно, мягко говоря, подошёл к отображению рельефа местности. Настолько образно, наверное, принял к сердцу бытующие в Можайске топонимы "горы" (Никольская гора, Петровская гора, Орлова гора и др.), что решил их именно так и отобразить. Выпукло. И признаться, если кому-то показать эту акварель без пояснений и подписей, вряд ли он признает в ней Можайск...

Вторая же, чёрно-белая гравюра "интуриста" европейского Бартелеми Ловернь, написанная им в 1840 году, когда он проезжал через Можайск, очень точно (с многочисленными деталями, не видимыми на этом коллаже) отражает не только дома, но и рельеф местности. Нас особенно порадовало, впервые увиденное изображение ветряной мельницы на окраине Чертаново. А вообще, судя по плану Можайска 1855 г. их у нас было в городе три.

Вот так и получается, как часто бывает в жизни - один красочный, яркий но фантазийный, другой мрачноватый, чёрно-белый, но зато честный. Но иностранный. А этот - свой, "импортозамещающий", но с кривым рельефом.

При этом, мы, конечно же, очень ценим оба эти памятника истории, и предлагаем (см. картинку) разместить их на фасадах, примерно в том же месте, откуда, как мы полагаем, они и были выполнены.